Немного об аграрном страховании — нужно ли оно?

фото: агрострахование02 июля 2014 года в повестку дня Государственной думой Российской Федерации  было включено рассмотрение законопроекта, зарегистрированного за №226032-6 , ориентированный на внесение изменений в действующий законодательный акт, а именно Закон Российской Федерации «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей». Причиной для включения в повестку дня подобного законодательного акта, стало желание Национального союза агростраховщиков, и к слову, совершенно обоснованное, на законодательном уровне закрепить обязательность механизма выплат страховки аграриям, которые пострадали вследствие чрезвычайной ситуации.

Данный документ, в случае его принятия, наделяет правом сельскохозяйственные предприятия, которые пострадали от чрезвычайной ситуации, повторно обратиться к государству за финансовой помощью. Однако, это выделение повторного выделения денежных средств, в соответствии с поступившей заявкой, будет возможно только для тех субъектов хозяйствования, которые, будучи заемщиками, все ранее заключенные соглашения направленные на реструктуризацию долгов выполнили в полном объеме. Кроме того, существует еще одно и немаловажное условие, которое заключается в том, что деньги могут быть выделены в том случае, если в результате стихийного бедствия погибло более 15% скота (птицы) или 25% от всего урожая. Данное нововведение будет действительно хорошей помощью фермерам, потому как на сегодняшний день крестьяне имеют право получить целевую помощь на оздоровление своего предприятия единоразово.

Сам законопроект был разработан еще 2013 году. Толчком к его разработке послужило неудачное прохождение некоторыми сельскохозяйственными предприятиями предусмотренных на законодательном уровне программ оздоровления. Так, если всего в программе оздоровления принимали участие тринадцать тысяч производителей сельскохозяйственной продукции, общая сумма задолженности которых составляла около 90 млрд. рублей, то из них всего 800 должников смогли полностью рассчитаться по своим долговым обязательствам. Право на проведение реструктуризации, утратило 52% от указанного выше количества должников, по причине не выполнения взятых на себя обязательств. Очень негативную роль в данной ситуации сыграли именно стихийные бедствия, в результате которых был частично уничтожен урожай. К слову, из 90 млрд. рублей задолженности, львиная доля приходилась на задолженность по уплате штрафов и пеней по налогам, сборам.

По сути, субсидирование страхования в нашем государстве введено с 2012 года. И его целью должно было стать субсидирование направленное именно на предотвращение банкротства сельскохозяйственных предприятий, как раз в случае, если в результате стихийных бедствий, которые, по сути, приравниваются к форс-мажорным обстоятельствам. Целесообразно было бы предусмотреть для аграриев, которые принимают участие в данной программе по реструктуризации, обязанность страховать свои риски от природных чрезвычайных ситуаций, иначе реструктуризация будет выходить на новый круг раз за разом.

Сегодня данный законопроект рассматривается во втором чтении. Будет ли он утвержден или нет, пока неизвестно. В любом случае, НСА ведет активную работу в данном направлении, а кроме того, при принятии тех или иных решений предпочитает руководствоваться мнением представителей аграрного комплекса. С этой целью НСА проводит опросы и соответствующие консультации с региональными органами агропромышленного комплекса Российской Федерации.